Блог

Причины текучести кадров на предприятии: почему сотрудники уходят?

Почему ваши сотрудники уходят? Ошибки, которые дорого обходятся производству

Текучка остаётся одной из самых серьёзных проблем в промышленности, и со временем ее сложнее игнорировать. По статистике, норма коэффициента текучести кадров на предприятии составляет 5-10%, однако на практике процент выше. В условиях дефицита персонала компании не только сталкиваются с трудностями найма, но и теряют уже обученных сотрудников, что ведёт к снижению производительности, увеличению издержек и росту нагрузки на оставшийся персонал.
Разберём основные причины, по которым рабочие и специалисты покидают производственные предприятия и какие меры можно предпринять, чтобы не оказаться один на один с многомиллионными издержками.

1. Низкий уровень заработной платы

Одна из главных причин ухода сотрудников — неудовлетворённость уровнем оплаты труда. Согласно исследованию Лаборатории исследований рынка труда НИУ ВШЭ и Аналитического центра НАФИ, 33% компаний отмечают средний или высокий уровень текучести кадров, а опрос компании Antal показывает, что 54% сотрудников считают, что их зарплата не соответствует ожиданиям.
На производстве нагрузка высокая, условия работы зачастую тяжёлые, а зарплата остаётся на уровне ниже, чем в торговле или логистике. В результате люди уходят в другие сферы, где условия лучше, а доход выше.

2. Отсутствие карьерного роста

Не имея возможности профессионального развития, сотрудники теряют мотивацию. 71% работников сталкиваются с ограничениями в карьерном росте (согласно исследованию журнала "Инновации и инвестиции").
Предприятия, которые не предлагают возможностей для обучения, повышения квалификации или продвижения, теряют специалистов, стремящихся к развитию.

3. Неблагоприятные условия труда

Производственный труд связан с физической нагрузкой, шумом, различного рода испарениями и многим другим. По данным исследования уже упомянутого журнала, 59% рабочих недовольны своими условиями труда, что делает их склонными к смене работы.
Ключевые проблемы:
  • неудобный сменный график и переработки;
  • высокая физическая нагрузка и вредные условия, что может спровоцировать травмы или профессиональные заболевания;
  • недостаток оборудования для безопасной и комфортной работы.
Если условия не соответствуют современным стандартам, сотрудники находят более комфортные альтернативы, например, работу в логистике или торговле, а это провоцирует отток кадров.

4. Организационные изменения и нестабильность

Реорганизация, смена собственников, изменения в системе управления — всё это создаёт ощущение нестабильности у работников. 11% сотрудников указали организационные изменения как причину увольнения (исследование Antal).
Когда в компании проходят массовые сокращения, меняются условия работы или происходят задержки выплат, персонал начинает искать более стабильные варианты.

Как снизить текучесть кадров?

Решение проблемы требует комплексного подхода.
  • Пересмотр зарплат и бонусов. Конкурентоспособная оплата труда снижает вероятность ухода. Если предприятие не может предложить высокий оклад, оно должно компенсировать это другими выгодами — системой премий, надбавок, льготами для сотрудников.
  • Создание карьерных перспектив. Внутренние программы роста и обучения удерживают работников. Даже если вертикальный карьерный рост невозможен, горизонтальное развитие (переквалификация, обучение новым навыкам) может повысить интерес сотрудников.
  • Улучшение условий труда. Современное оборудование, комфортные зоны отдыха и соблюдение норм безопасности снижают уровень увольнений. Важно не только внедрять улучшения, но и регулярно получать обратную связь от работников.
  • Система адаптации. Наставничество и вводные тренинги позволяют новичкам быстрее влиться в коллектив. Чем лучше сотрудник понимает свои задачи и требования, тем выше вероятность, что он останется в компании.
  • Гибкость и адаптация к запросам работников. Некоторые сотрудники готовы оставаться даже при более низкой зарплате, если предприятие предлагает удобный график, транспорт до работы, питание или другие нематериальные бонусы.

Ruqi берёт на себя подбор и управление персоналом

На практике далеко не все компании могут позволить себе держать в штате кадровых специалистов, HR-аналитиков и оперативно заменять выбывающий персонал. Это задача, которую можно передать партнёру, специализирующемуся на подборе и удержании линейного персонала.
В Ruqi мы помогаем предприятиям решать эту проблему. Мы не просто предоставляем линейный персонал, но и контролируем его работу, минимизируя риски текучести.
  • Экономия времени. Вам не нужно тратить месяцы на поиск и обучение персонала — мы обеспечим выход сотрудников в кратчайшие сроки, а именно до 7 дней.
  • Гибкость под вашу загрузку. Увеличиваем или сокращаем штат в зависимости от ваших потребностей, исключая простоя персонала или же его чрезмерной нагрузки.
  • Контроль и сопровождение. Наши менеджеры и бригадиры следят за эффективностью работы персонала, оперативно решая возникающие вопросы. Вопросы техники безопасности, инструктажей и разъяснительных бесед полностью на нас, чтобы вы смогли оптимизировать свои ресурсы.
Хотите снизить текучесть и перестать терять деньги на постоянном найме? Свяжитесь с нами — обсудим решение для вашего бизнеса
Производство